"Казалось бы, все хреново меняется. Украинскую историю вновь нельзя читать без брома": Блогер про постмайданних українців

​В Україні триває гібридна війна. Змінюються її засоби, але не змінюється смертоносна суть. Саме в цей важкий період як ніколи актуальне єднання українців, створення міцних та дієвих суспільних інститутів.

Патріоти України публікують допис відомого блогера, який був написаний під впливом буремних подій в нашій країні. Далі пряма мова.

Недавно в центре Киева взорвалась машина. Погиб чеченский доброволец, была ранена женщина с ребёнком.

Это — трагедия. Среди бела дня, прямо в центре, у Бессарабского рынка убивают человека. Здесь бы закатить глаза и возопить «куда смотрит полиция!» и «как мы можем чувствовать себя в безопасности», но автор этих строк слишком хорошо знает примеры таких же происшествий в странах, которые ещё десять лет назад считались примером безопасности.

Тем не менее, взрыв в центре столицы остаётся взрывом в центре столицы. Это в любом случае оптимизма в жизни не добавляет.

Но то, что последовало за этим…

Пугающе

То, что последовало за этим, заставило ещё раз оглянуться по сторонам и посмотреть на людей вокруг.

Автор этих строк должен признаться в страшном: социальная философия мне интереснее политики. Общественный договор и общественные настроения мне кажутся важнее, чем лица. Я просто знаю, что если население Швеции в полном составе, без вещей и денег, перевезти в Сомали, а население Сомали ввезти в Швецию на обжитые квартиры, вакансии и пособия — почти сразу в Швеции наступит полное Сомали, но лет через пятнадцать и в Сомали наступит Швеция. Потому что в нашу эпоху решают не ресурсы, не лица и не расположение на карте. Решают общественные институты и привычки людей работать и жить друг с другом.

Поэтому я всегда одним глазом слежу за тем, как меняется общество. Как меняется общественный дискурс. Как меняется «можно» и «принято», «красиво» и «некрасиво».

Казалось бы, хреново меняется. Украинскую историю вновь нельзя читать без брома. После трёхлетнего послемайдановского забега мы все здорово устали — причём, что интересно, те, кто был в самой заднице, часто устали даже меньше, чем те, кто за них переживал. Или просто не находил себе места, сидя дома. Рядом не оказалось никого, кто предупредил бы их, что безделье в исторические моменты тоже здорово утомляет.

— Сколько тебе заплатили?! — пишет один человек другому человеку, узнав, что у него другая позиция по вопросу машин на еврономерах. Люди знают друг друга более пятнадцати лет, пили из одних бокалов и спали с одними женщинами. — Сколько тебе заплатили?!

— Когда ты ссучился? Когда ты ссучился? Когда ты ссучился? — задаёт вопрос волонтер тем же ребятам, к которым два года тому ездил на фронт. У ребят — другая позиция в дихотомии зрада/перемога. Прямо противоположная. Волонтер рационализирует: купили. Ребята рационализируют: долбанулся.

— Да он на голову ударенный! Вот тут нормальный, а тут — ударенный! — жалуется знакомый знакомому на третьего знакомого, узнав, что тот уважает Саакашвили. Или не уважает. Дело, увы, не в этом.

— Вы/и не украинцы/і! — дружно сообщают друг другу стороны мовосрача/язикосрання.

Смотришь на всё это — и понимаешь: кажется, нас сделали. Кажется, тщательная работа по внесению разброда принесла свои плоды. Хотя какая нафиг работа, если честно? Нет, её вели (я знаю, я отслеживал), но тут 10% от неё, а 90% от нашего менталитета. У нас же междоусобица — национальный вид спорта с княжьих времен. Как греческая Олимпиада, с той лишь разницей, что на время Олимпиады настоящие войны прекращались, а на время междоусобиц только разгорались. Мы же всю жизнь хотим быть правее соседа больше, чем достичь успеха вместе с ним.

И вот это пугает даже больше, чем взрыв на улицах, по которым ты сам ходишь пару раз в неделю.

Но не страшно

А потом смотришь на эту дымящуюся машину на Бессарабке и видишь толпу людей, бегущих не от огня, а к огню. Вытаскивающих пострадавших. Плевать, что горит, плевать, что бахнуло, плевать, что может ещё бахнуть. Не сговариваясь, организованно, без паник, истерик и лихорадочных видеосъёмок. И вытащили ведь — кого можно было вытащить. Да, жертва покушения, доброволец чеченского отряда Тимур Махаури погиб на месте взрыва, но раненую девушку быстро доставили в больницу, а ребёнок отделался незначительными травмами.

И перед глазами встаёт Майдан.

Я помню невероятный дух взаимовыручки на Майдане 2004 года — когда ты поскальзываешься, а тебя со всех сторон ловит шесть человек, когда тебе в маршрутке предлагают колдрекс, когда тебе улыбаются на улицах. Я помню, как он куда-то пропал буквально в день инаугурации Ющенко. И как появился вновь только через девять лет, на втором Майдане — когда достаточно было вытянуть вперед руки, чтобы в одной внезапно появился чай, а в другой — бутерброд.

Этот дух тоже, казалось бы, пропал, был изгнан срачами, нервами, истериками и склоками.

Но, оказалось, он всё ещё рядом. Оказалось, что в этот раз он не ушел далеко и надолго, он здесь, за углом — позовите, когда что-нибудь случится. Уже не надо собирать Майдан, чтобы вновь это почувствовать — любое несчастье внезапно вновь сплачивает, приводит в чувство, заставляет забыть, что украинец украинцу оппонент, и вспомнить, что украинец украинцу украинец.

Конечно, совсем хорошо было бы, если бы этот дух никуда и не уходил.

Но сам факт того, что он недалеко, убеждает, что в нашем забеге по лестнице развития общества мы перепрыгнули пару ступенек.

Я не верю в то, что ничего не меняется. Потому что меняемся мы.

Автор: Виктор ТРЕГУБОВ

Опублікував: Олекса Хвацький
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

"Крик відчаю" через українські БПЛА: У Міноборони пояснили, чому РФ створює "танки-монстри" з системами РЕБ

субота, 20 квітень 2024, 7:15

Українські ударні дрони з часом значно покращилися, тому російські засоби, які раніше працювали, виявилися неефективними. . Монструозні танки обвішані засобами радіоелектронної боротьби, про які повідомлялося останнім часом, росіяни випускають на поле...

Народні прикмети на 20 квітня. Що треба щро між чоловіком і дружиною почастішають сварки

субота, 20 квітень 2024, 7:05

Православна церква України 20 квітня за новим стилем вшановує преподобного Феодора Тріхіна, преподобного Анастасія Синайського і Кіпрську ікону Богоматері. За старим стилем у свято сьогодні вшановують мученика Руфіна і мученицю Акіліну молодшу. . Наші...